Корзина сцепления Hyundai

Во всех автомобилях Hyundai используется трансмиссия традиционных схем, в которой работает сухое фрикционное сцепление. Основным элементом сцепления является корзина — о корзине сцепления автомобилей Hyundai, ее назначении, конструкции, особенностях, неисправностях и ремонте читайте в данной статье.

Общий взгляд на трансмиссию автомобилей Hyundai

В автомобилях Hyundai применяются трансмиссии, построенные по различным схемам, причем все они делятся на два типа: трансмиссии с ручным управлением (с механической коробкой передач) и автоматические трансмиссии (с автоматической коробкой передач). МКПП сегодня устанавливаются как на легковые, так и на грузовые модели Hyundai, АКПП ставятся преимущественно на легковые модели.

В механических трансмиссиях независимо от их схемы и конструкции используется сухое фрикционное однодисковое сцепление. Данный узел расположен между двигателем и коробкой передач, и служит для прерывания потока крутящего момента, необходимое при переключении передач.

Конструктивно сцепление Hyundai не имеет каких-то особенностей, оно состоит из корзины (кожуха) сцепления с пружиной (или рядом цилиндрических пружин) и ведущим (нажимным) диском, ведомого диска сцепления (соединен с первичным валом коробки передач), фрикционной накладки на маховике двигателя, нажимного подшипника и привода выключения сцепления. Здесь мы не будем подробно рассматривать устройство сцепления автомобилей Hyundai, а уделим внимание только корзине сцепления.

Устройство и функции корзины сцепления

Корзина сцепления выполняет несколько функций в трансмиссии:

• Играет роль несущего элемента для пружины и нажимного диска; • Обеспечивает центрирование компонентов сцепления; • Защищает детали сцепления от попадания посторонних предметов и загрязнения; • Обеспечивает надежность контакта пакета дисков при сжатии.

Таким образом, корзина сцепления, установленная непосредственно на маховик, обеспечивает удержание и центровку компонентов сцепление, а также является важным элементом управления сцеплением. Последнее обусловлено тем, что именно в корзине располагается пружина и нажимной диск, с помощью которых и осуществляется разрыв и соединение потока крутящего момента от мотора к КПП.

Корзины (кожухи) сцепления большинства автомобилей Hyundai имеют принципиально одинаковое устройство. Основу корзины составляет штампованный стальной корпус характерной формы (за что эта деталь и получила свое название), в передней части корпуса располагается диафрагменная пружина (состоит из расположенных по кругу пружинящих пластин-лепестков), а внутри него находится соединенный с пружиной нажимной диск. Нажимной диск фиксируется в корзине с помощью трех пар плоских пружин (так называемых опорных звеньев), расположенных в нижней части корзины по ее окружности. В нижней части корзины выполнен фланец, посредством которого весь узел центрируется и монтируется на маховике, обычно монтаж производится на шести болтах.

В некоторых моделях кроссоверов (Tucson), грузовых автомобилей (в ряде модификаций HD45, 65, 72, 78 и других, во всех HD120) и автобусов Hyundai (County, AeroTown и других) устанавливается корзина сцепления с периферийными цилиндрическими пружинами и рычажным механизмом привода нажимного диска. В таких корзинах прижим диска осуществляется двенадцатью парами цилиндрических пружин (каждая пара состоит из пружины большого и малого диаметра), расположенных по окружности. Подъем нажимного диска осуществляется с помощью четырех рычагов, которые сходятся в центре корзины, а на периферии посредством кулачков соединены с диском.

Независимо от типа и устройства, все корзины сцепления Hyundai еще на заводе подвергаются балансировке, что исключает биения и повышенные вибрации при работающем моторе. В конструкции маховика двигателя и корзины приняты меры для правильной установки и центровки узла — это достигается с помощью установочных штифтов. Также в корзине предусмотрены различные конструктивные решения для повышения ее прочности, надежности и долговечности.

Типы и применимость корзин сцепления Hyundai

На автомобилях Hyundai используется довольно большое количество моделей корзин сцепления, их применимость на том или ином автомобиле зависит от используемой силовой установки. А так как многие модели автомобилей оснащаются одинаковыми двигателями, то и корзины сцепления в них используются одинаковые.

В частности, взаимозаменяемы корзины (и сцепление в сборе) у многих модификаций Hyundai Accent, Getz, Elantra, Verna и Matrix, причем это же сцепление применяется в одноплатформенных автомобилях Kia Rio. Также взаимозаменяемы корзины других моделей: Hyundai Solaris, i20, i30, Kia Cee’d и Cerato; Hyundai Tucson и Kia Sportage; Hyundai ix35 и Kia Sportage New и ряда других моделей.

С другой стороны, в собранных на ТагАЗе Accent используется свое сцепление и заменить его не получится. Похожая ситуация и с полноприводными и переднеприводными модификациями некоторых кроссоверов — в них, несмотря на одну модель, зачастую применяются разные типы корзин сцепления. Наконец, неодинавоые корзины сцепления применяются в паре с одномассовыми и двухмассовыми маховиками.

В любом случае, перед покупкой корзины сцепления или сцепления в сборе необходимо узнать каталожный номер установленной в автомобиле детали — это застрахует от ошибки и поможет сэкономить деньги.

Неисправности, замена и ремонт корзины сцепления Hyundai

Корзина сцепления подвергается серьезным нагрузкам, поэтому со временем она теряет свои эксплуатационные характеристики либо вовсе выходит из строя и нуждается в замене. О необходимости проверить корзину говорят различные ухудшения работы сцепления — пробуксовка, неполное выключение или включение, нестабильность работы сцепления во времени. При появлении таких симптомов требуется произвести диагностику и ремонт корзины сцепления. Причем сделать это можно только демонтировав корзину.

Для доступа к корзине сцепления в автомобилях Hyundai в общем случае следует выполнить несколько действий:

  1. Установить автомобиль на ровную площадку, затормозить с помощью стояночного тормоза;
  2. Произвести демонтаж коробки передач с принятием соответствующих мер по предупреждению повреждений и утечки масла;
  3. Если корзину после осмотра планируется установить на место, то следует нанести метку на ней и на маховике — это предотвратит нарушение балансировки;
  4. Застопорить маховик;
  5. Выкрутить шесть (или более) болтов, удерживающих корзину на маховике. Отворачивание необходимо проводить особым образом — каждый болт сначала вывернуть на два оборота, а затем уже полностью извлечь их;
  6. Аккуратно, придерживая от выпадения ведомый диск, снять корзину с маховика.

Теперь можно произвести осмотр деталей сцепления, если говорить конкретно о корзине, то здесь внимание следует обратить на следующие моменты:

• Проверить трущиеся поверхности нажимного диска и фрикционной накладки маховика — при их чрезмерном износе, наличии глубоких канавок, следов перегрева, деформаций и иных неисправностей эти детали следует заменить; • Осмотреть качество заклепок, соединяющих детали в корзине сцепления, если они ослаблены или вовсе сорваны, то следует заменить корзину в сборе; • Осмотреть диафрагменную пружину корзины сцепления, все лепестки должны быть целыми, без трещим и деформаций, располагаться на одном уровне (разность высоты между лепестками не должна превышать 0,5 мм) и иметь износ в месте контакта с выжимным подшипником не более строго определенной величины (для легковых авто — не более 0,8 мм). При обнаружении деформаций, чрезмерного износа или поломок корзина меняется в сборе; • Осмотреть и проверить состояние опорных колец диафрагменной пружины с внешней и с внутренней стороны, при обнаружении в них трещин, деформаций и чрезмерного износа корзина меняется в сборе; • Проверить пластины, соединяющие нажимной диск с корзиной, если в них обнаружены трещины, поломки или деформации, то нажимной диск (либо корзина в сборе — зависит от конструкции) необходимо заменить.

В случае корзины сцепления с периферийными пружинами и рычажным механизмом проверяется состояние всех пружин и надежность их установки в корзине, а также целостность и состояние рычагов — износ их лапок и кулачков, и надежность крепления к корзине. При любых поломках корзина сцепления меняется в сборе.

После проверки детали сцепления устанавливаются на место, причем здесь следует обеспечить центровку ведомого диска — это достигается с помощью оправки, на которой ведомый диск вставляется в отверстие коленчатого вала. Также с помощью установочных штифтов осуществляется центровка корзины. Монтаж корзины производится постепенным затягиванием болтов, расположенных с противоположных сторон. После установки корзины оправка вынимается и устанавливается коробка передач. При монтаже КПП следует особо следить за тем, чтобы первичным валом не зацепить и не повредить лепестки диафрагменной пружины корзины сцепления.

После замены неисправной корзины и верной установки всего узла сцепление начнет нормально функционировать, а автомобиль будет уверенно чувствовать себя на дороге.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.